Эксперт — Сергей Сумицкий, инструктор автошколы ДОСААФ
Записала Екатерина Красавина, автор
Узкие улицы, тесные парковки, загруженные трассы — это обычные условия вождения в наши дни. Чтобы не повредить авто и не спровоцировать ДТП, водителям приходится много маневрировать на дороге. Делать это безопасно и аккуратно помогает расчет радиуса поворота автомобиля.
Что такое радиус поворота автомобиля
Радиус поворота автомобиля — это радиус круга, который автомобиль может описать при выполнении поворота на вывернутых до упора колёсах.
Измерение радиуса поворота автомобиля особенно важно для городских моделей. Параметр даёт представление о манёвренности авто. Чем меньше радиус поворота, тем проще и комфортнее управлять машиной, тем меньше места нужно для выполнения манёвра.
Измерение радиуса поворота автомобиля особенно важно для городских моделей. Параметр даёт представление о манёвренности авто. Чем меньше радиус поворота, тем проще и комфортнее управлять машиной, тем меньше места нужно для выполнения манёвра.
Чем радиус поворота отличается от радиуса разворота
Радиус поворота определяет, насколько остро автомобиль может повернуть в конкретной точке. В то время как радиус разворота показывает, насколько маленьким может быть круг, который автомобиль опишет во время разворота.
Радиус поворота определяет, насколько остро автомобиль может повернуть в конкретной точке. В то время как радиус разворота показывает, насколько маленьким может быть круг, который автомобиль опишет во время разворота.
Из рисунка видно, что траектория автомобиля описывается двумя кривыми — большой и малой. Одна показывает траекторию крайней наружной точки транспортного средства, вторая — внутренней. Ширина полотна между этими дугами и есть коридор движения.
Радиус поворота зависит от ряда конструктивных особенностей: длины колёсной базы, угла поворота колёс, настроек подвески. Логично, что чем короче автомобиль и чем сильнее можно вывернуть колеса, тем круче сможет повернуть авто. А эти параметры в свою очередь зависят от расположения двигателя и коробки передач, размера самих колёс. В автомобиле все связано: один элемент определяет другой — и так по цепочке.
Радиус поворота зависит от ряда конструктивных особенностей: длины колёсной базы, угла поворота колёс, настроек подвески. Логично, что чем короче автомобиль и чем сильнее можно вывернуть колеса, тем круче сможет повернуть авто. А эти параметры в свою очередь зависят от расположения двигателя и коробки передач, размера самих колёс. В автомобиле все связано: один элемент определяет другой — и так по цепочке.
Радиус поворота легкового автомобиля
Средний минимальный радиус поворота легкового авто составляет около 5,5 метров для самых распространённых моделей.
Радиус поворота для грузовых автомобилей
Габариты и конструкция грузового автомобиля существенно отличаются от легкового. Длина, ширина и высота больше. Колёсная база длиннее. Колея — шире. Центр тяжести смещён вверх. Все это сказывается на устойчивости и манёвренности. Как следствие, радиус поворота и разворота для грузовых автомобилей увеличиваются.
Возьмём для примера грузовики ГАЗ 33086 «Земляк» и КАМАЗ 4350. Именно их чаще всего используют в школах ДОСААФ для обучения на категорию «С». У ГАЗа минимальный радиус поворота 11,5 метров, у КАМАЗа — 10,3. Если добавить прицеп, полуприцеп или два прицепа, радиус поворота станет ещё больше.
Возьмём для примера грузовики ГАЗ 33086 «Земляк» и КАМАЗ 4350. Именно их чаще всего используют в школах ДОСААФ для обучения на категорию «С». У ГАЗа минимальный радиус поворота 11,5 метров, у КАМАЗа — 10,3. Если добавить прицеп, полуприцеп или два прицепа, радиус поворота станет ещё больше.
Автошколы ДОСААФ
Объясняем устройство автомобиля
Наши преподаватели и инструкторы объясняют, как устроены основные узлы и агрегаты автомобиля. Благодаря этому студенты понимают логику работы транспорта и не теряются, если случается поломка. Записаться в автошколуКак узнать радиус поворота своего авто
Производители указывают радиус поворота в техпаспорте машины. Обычно, они приводят минимальные данные — делают измерения по положению колеса, не учитывая выступающий бампер. Так эксплуатационные характеристики ТС кажутся более привлекательными для покупателей.
Как измеряют радиус поворота производители
Минимальный радиус поворота автомобиля измеряют «от бордюра до бордюра», то есть по траектории внешнего колеса. Если автомобиль остановить, отметить положение наружного колеса, полностью вывернуть руль в сторону, развернуться на 180 градусов и снова отметить положение наружного колеса, то расстояние между отметками будет диаметром разворота. Если разделить его на 2, получим радиус поворота.Как измерить радиус поворота самостоятельно
Показатель «от стены до стены» более корректный. Он учитывает габариты авто и измеряется по наружному углу бампера. Он чётко покажет минимальный коридор, в который впишется автомобиль.Чтобы рассчитать радиус поворота автомобиля «от стены до стены», советуют прикрепить мел на стержень, зафиксировать его на наружном углу бампера автомобиля, выполнить разворот и измерить расстояние между отметками. Радиус поворота увеличится с учётом габаритов автомобиля.
Резюме
Когда начинающий водитель понимает, что такое радиус поворота, для него становится очевидно, что выкручивать руль до упора во время манёвра в узком месте — это плохая идея. Машина начинает движение, часть кузова смещается внутрь, к центру поворота. Есть риск задеть препятствие, соседнее авто, бордюр. Поэтому не стоит резко выкручивать руль, и всегда нужно проверять по зеркалам перемещение всех точек авто в пространстве.