# Москва
Другие города Москва Абакан Азнакаево Азов Алексеевка Алексеевское Альметьевск Апастово Арск Архангельск Базарные Матаки Балашиха Балтаси Барнаул Березники Берёзовский Болгар Брянск Бугульма Буинск Великий Новгород Владимир Волгоград Вологда Волоконовка Высокая Гора Дегтярск Дзержинск Ейск Екатеринбург Заинск Зеленодольск Иваново Ижевск Ишим Казань Калуга Кандалакша Кинешма Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Красная Яруга Краснодар Красноярск Кропоткин Кукмор Лаишево Лениногорск Ленинское Липецк Луга Люберцы Махачкала Мурманск Муслюмово Набережные Челны Нальчик Нефтеюганск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новомосковск Новороссийск Новосибирск Облучье Обнинск Орёл Орехово-Зуево Павловский Посад Пенза Первоуральск Пермь Пестрецы Псков Ревда Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Санкт-Петербург Саранск Саратов Сарманово Сегежа Смоленск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Сыктывкар Тамбов Тверь Тетюши Томск Тула Тюмень Ульяновск Хасавюрт Чебоксары Челябинск Чернянка Чистополь Шатура Шахты

Вопрос-ответ

Как измеряется радиус поворота автомобиля

13 марта 2024
#

Эксперт — Сергей Сумицкий, инструктор автошколы ДОСААФ
Записала Екатерина Красавина, автор

Узкие улицы, тесные парковки, загруженные трассы — это обычные условия вождения в наши дни. Чтобы не повредить авто и не спровоцировать ДТП, водителям приходится много маневрировать на дороге. Делать это безопасно и аккуратно помогает расчет радиуса поворота автомобиля.

Что такое радиус поворота автомобиля

Радиус поворота автомобиля — это радиус круга, который автомобиль может описать при выполнении поворота на вывернутых до упора колёсах.

Измерение радиуса поворота автомобиля особенно важно для городских моделей. Параметр даёт представление о манёвренности авто. Чем меньше радиус поворота, тем проще и комфортнее управлять машиной, тем меньше места нужно для выполнения манёвра.
Схема поворота автомобиля. Стрелки из центра окружности показывают внешний и внутренний радиусы поворота автомобиля. В техпаспорте указывают значение бóльшего, который измеряют по внешнему колесу
Чем радиус поворота отличается от радиуса разворота

Радиус поворота определяет, насколько остро автомобиль может повернуть в конкретной точке. В то время как радиус разворота показывает, насколько маленьким может быть круг, который автомобиль опишет во время разворота.
Из рисунка видно, что траектория автомобиля описывается двумя кривыми — большой и малой. Одна показывает траекторию крайней наружной точки транспортного средства, вторая — внутренней. Ширина полотна между этими дугами и есть коридор движения.

Радиус поворота зависит от ряда конструктивных особенностей: длины колёсной базы, угла поворота колёс, настроек подвески. Логично, что чем короче автомобиль и чем сильнее можно вывернуть колеса, тем круче сможет повернуть авто. А эти параметры в свою очередь зависят от расположения двигателя и коробки передач, размера самих колёс. В автомобиле все связано: один элемент определяет другой — и так по цепочке.
На практике разные параметры авто компенсируют друг друга. Небольшой угол поворота колёс в седане уравновешивается небольшой колёсной базой. Большой угол поворота колёс у пикапа нивелируется большими колёсами и внушительными габаритами

Радиус поворота легкового автомобиля

Средний минимальный радиус поворота легкового авто составляет около 5,5 метров для самых распространённых моделей.

Радиус поворота для грузовых автомобилей

Габариты и конструкция грузового автомобиля существенно отличаются от легкового. Длина, ширина и высота больше. Колёсная база длиннее. Колея — шире. Центр тяжести смещён вверх. Все это сказывается на устойчивости и манёвренности. Как следствие, радиус поворота и разворота для грузовых автомобилей увеличиваются.

Возьмём для примера грузовики ГАЗ 33086 «Земляк» и КАМАЗ 4350. Именно их чаще всего используют в школах ДОСААФ для обучения на категорию «С». У ГАЗа минимальный радиус поворота 11,5 метров, у КАМАЗа — 10,3. Если добавить прицеп, полуприцеп или два прицепа, радиус поворота станет ещё больше.
Коридор движения небольшого авто значительно меньше, чем у грузовика с прицепом. Водителю категории «С» нужна практика, чтобы привыкнуть к этой особенности
Автошколы ДОСААФ

Объясняем устройство автомобиля

Наши преподаватели и инструкторы объясняют, как устроены основные узлы и агрегаты автомобиля. Благодаря этому студенты понимают логику работы транспорта и не теряются, если случается поломка. Записаться в автошколу
#

Как узнать радиус поворота своего авто

Производители указывают радиус поворота в техпаспорте машины. Обычно, они приводят минимальные данные — делают измерения по положению колеса, не учитывая выступающий бампер. Так эксплуатационные характеристики ТС кажутся более привлекательными для покупателей.

Как измеряют радиус поворота производители

Минимальный радиус поворота автомобиля измеряют «от бордюра до бордюра», то есть по траектории внешнего колеса. Если автомобиль остановить, отметить положение наружного колеса, полностью вывернуть руль в сторону, развернуться на 180 градусов и снова отметить положение наружного колеса, то расстояние между отметками будет диаметром разворота. Если разделить его на 2, получим радиус поворота.
Параметр минимального радиуса поворота, указанный в техпаспорте, не учитывает выступающий передний бампер

Как измерить радиус поворота самостоятельно

Показатель «от стены до стены» более корректный. Он учитывает габариты авто и измеряется по наружному углу бампера. Он чётко покажет минимальный коридор, в который впишется автомобиль.

Чтобы рассчитать радиус поворота автомобиля «от стены до стены», советуют прикрепить мел на стержень, зафиксировать его на наружном углу бампера автомобиля, выполнить разворот и измерить расстояние между отметками. Радиус поворота увеличится с учётом габаритов автомобиля.

Резюме

Когда начинающий водитель понимает, что такое радиус поворота, для него становится очевидно, что выкручивать руль до упора во время манёвра в узком месте — это плохая идея. Машина начинает движение, часть кузова смещается внутрь, к центру поворота. Есть риск задеть препятствие, соседнее авто, бордюр. Поэтому не стоит резко выкручивать руль, и всегда нужно проверять по зеркалам перемещение всех точек авто в пространстве.
#