# Москва
Другие города Москва Абакан Азнакаево Азов Алексеевка Алексеевское Альметьевск Апастово Арск Архангельск Базарные Матаки Балашиха Балтаси Барнаул Березники Берёзовский Болгар Брянск Бугульма Буинск Великий Новгород Владимир Волгоград Вологда Волоконовка Высокая Гора Дегтярск Дзержинск Ейск Екатеринбург Заинск Зеленодольск Иваново Ижевск Ишим Казань Калуга Кандалакша Кинешма Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Красная Яруга Краснодар Красноярск Кропоткин Кукмор Лаишево Лениногорск Ленинское Липецк Луга Люберцы Махачкала Мурманск Муслюмово Набережные Челны Нальчик Нефтеюганск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новомосковск Новороссийск Новосибирск Облучье Обнинск Орёл Орехово-Зуево Павловский Посад Пенза Первоуральск Пермь Пестрецы Псков Ревда Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Санкт-Петербург Саранск Саратов Сарманово Сегежа Смоленск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Сыктывкар Тамбов Тверь Тетюши Томск Тула Тюмень Ульяновск Хасавюрт Чебоксары Челябинск Чернянка Чистополь Шатура Шахты

Вопрос-ответ

Тормозной путь: что это такое и от чего он зависит

02 мая 2024
#

Эксперт — Иван Попов, инструктор автошколы ДОСААФ
Записала Марина Ермакова, автор

Тормозной путь — это дистанция, которую автомобиль преодолевает от начала торможения до полной остановки. Чем она короче, тем выше шансы водителя остановиться перед внезапным препятствием и предотвратить аварию. Давайте рассмотрим формулу тормозного пути и обсудим факторы, влияющие на тормозной путь легковых автомобилей.

Что такое тормозной путь

При экстренном торможении автомобиль не останавливается мгновенно. Когда водитель нажимает на тормоз до упора, машина продолжает движение ещё некоторое время, прежде чем полностью остановится. Расстояние, которое машина преодолевает за это время, и есть тормозной путь.

Тормозной путь входит в состав остановочного пути. Сначала водителю нужно увидеть опасность и переставить ногу на педаль тормоза. В это время автомобиль продолжает двигаться. Таким образом, остановочный путь состоит из пути реакции водителя и собственно тормозного пути.
Время реакции зависит от концентрации водителя, его опыта, дорожной обстановки и других факторов. В среднем оно составляет 1,6 сек.
Важно помнить: тормозной путь — это минимальное расстояние, которое невозможно уменьшить в процессе торможения, даже если давить на педаль тормоза двумя ногами или использовать разные техники торможения. Однако можно предварительно учитывать состояние автомобиля и дорожные условия. Выбирая правильную скорость, можно поддерживать безопасное расстояние и вовремя останавливаться перед препятствиями.

Что влияет на тормозной путь

Чтобы понять, как зависит величина тормозного пути от разных факторов, полезно посмотреть на формулу, с помощью которой он измеряется.
Формула позволяет узнать, чему равен тормозной путь при разных параметрах скорости и коэффициенте трения
S — тормозной путь (м);
V — скорость (м/сек);
k — коэффициент трения, меняется в зависимости от покрытия;
g — ускорение свободного падения (9,8 м/сек2).
В формуле есть 2 ключевых параметра — скорость и коэффициент трения колёс. Их и рассмотрим в первую очередь.

Скорость движения

Скорость — это ключевой фактор, влияющий на тормозной путь транспортного средства. Очевидно, что чем выше скорость, тем сложнее остановиться. Однако начинающие водители не осознают, что тормозной путь пропорционален квадрату скорости. Если скорость ТС увеличивается в 2 раза, то тормозной путь умножается на 22, то есть в 4 раза. Несоответствие скорости дорожным условиям — вторая по распространённости причина ДТП после ошибок при проезде перекрёстков. Следующая за ней — неправильный выбор дистанции. И то, и другое — следствие неправильной оценки тормозного пути.
На скорости 60 км/ч автомобиль остановится за 17 метров. Если увеличить скорость в 2 раза, тормозной путь вырастет до 71 метра, то есть увеличится в 4 раза
Учитывайте, что путь реакции водителя тоже станет длиннее. На большей скорости автомобиль успеет проехать большее расстояние, пока водитель увидит опасность и перенесёт ногу на педаль тормоза.

Дорожное покрытие

Следующий ключевой фактор в формуле тормозного пути — коэффициент трения колёс. Он зависит от состояния дорожного покрытия и автомобильных покрышек. Гладкость или шероховатость дороги критически влияют на способность машины останавливаться. Шероховатое покрытие уменьшает эффективность контакта шин с дорогой, ухудшая сцепление. Гладкие же поверхности, напротив, снижают трение, что также удлиняет тормозной путь.

Сухой асфальт.Самое благоприятное покрытие, которое обеспечивает максимальный коэффициент трения — 0.8.
Мокрый асфальт. Более скользкий. Тормозной путь на мокрой дороге длиннее. Коэффициент трения 0,4.
Гравий, щебёнка. Обеспечивают хорошее сцепление с дорогой при умеренной скорости. Однако во время торможения мелкие камни начинают выскакивать из-под колёс. Коэффициент трения колеблется в пределах от 0,4 до 0,6 при сухой погоде, с осадками — ниже.

Автошколы ДОСААФ

Уверенность за рулём в любых ситуациях

Помогаем освоить экстремальное вождение, вождение в зимних условиях и восстановить навыки после долгого перерыва за рулём Записаться
#
Мокрая грязь, глина. Очень скользкие. Тормозной путь на таком покрытии может быть очень длинным, коэффициент трения снижается до 0,3–0,5.
Снег. Самое коварное покрытие. Коэффициент трения на нем сильно зависит от состояния (свежий, утрамбованный, мокрый) и может варьироваться от 0,1 до 0,4.
Лёд. Даже с зимней резиной тормозной путь на обледенелой дороге значительно увеличивается, потому что шины буквально скользят по гладкой поверхности. Коэффициент трения для льда — 0,1.

Как тормозной путь зависит от дорожного покрытия — график

Снег и лёд на дороге — это повод снизить скорость, увеличить дистанцию и избегать внезапных манёвров. Простые меры предосторожности помогут значительно снизить вероятность ДТП.
Тормозной путь на сухом асфальте при скорости 60 км/ч будет равен приблизительно 17 м, на снегу — 35 м, а на льду — 142 м

Резина

На коэффициент трения влияет не только дорожное покрытие, но и состояние колёс. «Лысая» резина не по сезону существенно увеличит тормозной путь.

Летние шины разрабатывают специально для тёплой погоды. Они изготовлены из более жёсткой резиновой смеси, которая не размягчается даже при высоких температурах. За счёт этого летние шины обеспечивают сцепление и управляемость на сухом и мокром асфальте, что способствует сокращению тормозного пути.

Зимние шины, напротив, изготавливаются из более мягкой резины, которая остаётся гибкой даже при низких температурах. Это обеспечивает лучшее сцепление с холодным, заснеженным или обледенелым покрытием. Зимние шины также имеют специальный протектор с более глубокими и широкими канавками, что помогает улучшить тягу и эффективность торможения на снегу и льду.

Протектор шин — это не просто рисунок на резине, он обеспечивает необходимое сцепление с дорожным покрытием. Глубина протектора в норме должна быть не менее 1,6 мм
Использование летней резины в холодное время года может привести к увеличению тормозного пути, так как шина твердеет и теряет эластичность. Аналогично, зимние шины ведут себя нестабильно и увеличивают тормозной путь при высоких температурах из-за слишком мягкой текстуры резины, что снижает управляемость автомобиля.

Чтобы минимизировать тормозной путь и повысить безопасность вождения, крайне важно вовремя «переобуваться», следить за состоянием покрышек и давлением в шинах. Недостаточно или избыточно накачанные шины также увеличивают тормозной путь и могут привести к преждевременному износу колёс.

Состояние тормозной системы

Если тормозная система автомобиля не в порядке, то скорость, дорожное покрытие и резина уже не имеют значения. Садиться за руль автомобиля с нерабочими тормозами опасно для жизни. Перечислим несколько типичных неисправностей.
Износ тормозных колодок и дисков. Тормозные колодки и диски со временем изнашиваются и перестают качественно блокировать колеса.
Уровень и состояние тормозной жидкости. Тормозная жидкость играет важную роль в передаче силы при нажатии на педаль тормоза к колодкам и дискам. Если жидкость загрязнена или уровень её слишком низкий, это снижает эффективность тормозов и увеличивает тормозной путь. 
Состояние тормозных шлангов и трубок. Трещины или утечки в тормозных шлангах и трубках могут привести к потере давления в тормозной системе, что увеличивает время торможения.
Воздух в тормозной системе. Наличие воздуха в тормозной системе приводит к более мягкой педали тормоза и увеличению тормозного пути. Прокачка тормозов помогает удалить воздух и восстановить правильную работу системы

Обязательно проверяйте тормозную систему перед дальней дорогой, чтобы неполадки не застали вас врасплох в пути

Как система ABS влияет на тормозной путь

Многие считают, что система ABS уменьшает тормозной путь, но это не совсем так. Важно понимать, что длина тормозного пути — это уже минимально возможная величина, антиблокировочная система не может её сократить. Однако, она делает торможение более безопасным и контролируемым.

Без ABS при экстренном торможении колеса могут заблокироваться, и автомобиль начнёт скользить по дороге по инерции. Особенно опасны заносы на снегу или в условиях гололёда. Система ABS помогает избежать блокировки колёс при торможении, позволяя автомобилю оставаться управляемым. Это даёт водителю возможность безопасно маневрировать и обходить препятствия на дороге.

Уменьшение тормозного пути не оборудованного антиблокировочной тормозной системой автомобиля возможно только заранее, при правильной оценке дорожных условий.

Рекомендации

Тормозной путь — это расстояние, которое машина проезжает с момента начала торможения до полной остановки. Сократить его в процессе не получится, даже если включить ABS или применять любую из техник торможения. Нужно заранее адекватно оценивать дорожные условия и состояние автомобиля. Универсальные рекомендации для сокращения тормозного пути такие:
  • выбирайте меньшую скорость,
  • держите бóльшую дистанцию,
  • выбирайте шины по сезону,
  • регулярно проверяйте тормозную систему (особенно перед поездками на большие расстояния),
  • не отвлекайтесь во время пути.
#