# Москва
Другие города Москва Абакан Азнакаево Азов Алексеевка Алексеевское Альметьевск Апастово Арск Архангельск Базарные Матаки Балашиха Балтаси Барнаул Березники Берёзовский Болгар Брянск Бугульма Буинск Великий Новгород Владимир Волгоград Вологда Волоконовка Высокая Гора Дзержинск Ейск Екатеринбург Заинск Зеленодольск Иваново Ижевск Ишим Казань Калуга Кандалакша Кинешма Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Красная Яруга Краснодар Красноярск Кропоткин Кукмор Лаишево Лениногорск Ленинское Липецк Луга Люберцы Махачкала Мурманск Муслюмово Набережные Челны Нальчик Нефтеюганск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новомосковск Новороссийск Новосибирск Облучье Обнинск Орёл Орехово-Зуево Павловский Посад Пенза Первоуральск Пермь Пестрецы Псков Ревда Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Санкт-Петербург Саранск Саратов Сарманово Смоленск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Сыктывкар Тамбов Тверь Тетюши Томск Тула Тюмень Ульяновск Хасавюрт Чебоксары Челябинск Чернянка Чистополь Шатура Шахты

Вопрос-ответ

Что такое тормозной путь автомобиля, и от чего он зависит

27 марта 2024
#

Эксперт — Иван Попов, инструктор автошколы ДОСААФ
Записала Юлия Шахунова, автор

Тормозной путь автомобиля — это минимальное несжимаемое расстояние, которое проходит транспортное средство от начала торможения до полной остановки. Чем короче тормозной путь, тем выше вероятность, что водитель успеет среагировать перед внезапным препятствием и предотвратит ДТП. В этой статье разберём, какие факторы существенно влияют на тормозной путь легкового автомобиля, а значит и на безопасность на дороге.

Что такое тормозной путь

Когда водитель выжимает педаль тормоза до упора, автомобиль не останавливается мгновенно. Любое транспортное средство проходит какое‑то расстояние после активации тормозной системы до полной остановки. Это расстояние и называют тормозным путём.

Тормозной путь — это часть остановочного пути. Перед тем как нажать на тормоз, водитель сначала замечает опасность и переносит ногу на педаль. Это время реакции. В эти мгновения автомобиль также успевает проехать какое‑то расстояние. Получается что остановочный путь — это сумма пути реакции и тормозного пути.
При средней концентрации на дороге время реакции — 1,6 секунды. Если водитель отвлёкся, то ему потребуется больше времени, чтобы среагировать на опасность. Соответственно, автомобиль пройдёт бóльший путь
1,6 сек. Это среднее время реакции водителя при экстренном торможении. Она зависит психофизиологических особенностей, концентрации, опыта, сложности дорожной обстановки и других факторов.
Тормозной путь — несжимаемая минимальная величина. Это значит, что его нельзя сократить, даже если давить на педаль тормоза двумя ногами. Но можно учитывать состояние автомобиля и условия на дороге, чтобы правильно держать дистанцию, выбирать скоростной режим, и избежать негативных последствий даже при экстренном торможении.

От чего зависит длина тормозного пути

Скорость движения

Скорость, пожалуй, главный фактор, который влияет на длину тормозного пути автомобиля. Интуитивно понятно, что чем выше скорость, тем больше усилий и времени нужно, чтобы полностью остановиться. Причём, эта зависимость не линейна, а пропорциональна квадрату скорости. То есть увеличение скорости в два раза удлиняет тормозной путь в четыре раза, а если увеличить скорость в три раза — тормозной путь возрастёт в девять раз. На скорости 60 км/ч тормозной путь легкового автомобиля на сухом асфальте составит около 20 м. При 120 км/ч показатель возрастёт до 80 м.

Качество дорожного покрытия

Каждый, кто водит машину, знает, что погодные условия и состояние дорожного полотна влияют на то, как машина останавливается. Ежегодно первый снег провоцирует много аварий на дорогах, потому что водители привыкают к поведению авто на асфальте, а во время гололёда тормозной путь увеличивается в разы.

Здесь ключевую роль играет гладкость и шероховатость дорожного покрытия. И то, и другое плохо влияет на тормозной путь. Выраженная шероховатость существенно ухудшает сцепление колёс с дорогой, так как уменьшается контактная площадь между шинами и асфальтом. Гладкое покрытие также уменьшает силу трения и увеличивает тормозной путь.

В сложных погодных условиях: во время гололёда, снегопада, дождя, — снижайте скорость, увеличивайте дистанцию и не совершайте резких манёвров. Это существенно снизит риск ДТП.

Состояние покрышек

Общее правило — протектор покрышек должен чётко читаться, а резина — соответствовать сезону.

Важно вовремя «переобуваться» как с летней резины на зимнюю, так и наоборот. Сезонные шины рассчитаны на эксплуатацию в своём температурном режиме. Если использовать комплект не по погоде, управляемость авто снижается, а сами шины быстро изнашиваются. Соответственно возрастает и длина тормозного пути. При случае сравните тормозной путь на грунтовой дороге, на сухом асфальте, на льду при одинаковой скорости — почувствуйте разницу.
Шины обеспечивают сцепление с дорогой и влияют на тормозной путь

Состояние тормозной системы

Состояние тормозной системы в целом безусловно влияет на тормозной путь. Из-за изношенных тормозных колодок торможение становится менее эффективным, возрастает риск аварий. Поэтому регулярная проверка и замена изношенных деталей тормозной системы обязательны для автомобилистов.

Вес автомобиля

Бытует мнение, что загруженность автомобиля и его масса влияют на длину тормозного пути. Однако это не так. Несмотря на увеличение инерции авто, увеличивается и прижатие шин к дороге. Сила трения выше, и остановка происходит быстрее.
Автошколы ДОСААФ

Объясняем правила первой помощи

На занятиях наши ученики обязательно изучают предмет «Первая
помощь при дорожно-транспортном происшествии». Инструкторы
ДОСААФ подробно объясняют и показывают, как оказывать первую
помощь в разных ситуациях. Записаться в онлайн-группу
#

Как система ABS влияет на тормозной путь

Еще один миф заключается в том, что система ABS сокращает тормозной путь. Напомним, что тормозной путь — несжимаемая величина, при прочих равных условиях сократить её невозможно. Так зачем же нужна антиблокировочная система?

Во время экстренного торможения без ABS колеса блокируются и автомобиль неконтролируемо скользит по инерции. На снегу или гололёде машину может занести, и водитель никак не сможет выправить траекторию, как бы ни крутил руль.

Антиблокировочная система предотвращает блокировку колёс во время торможения. Машина остаётся управляемой, её не заносит. Это значит, что водитель сможет резко перестроиться перед препятствием или свернуть с дороги. Изменится характер торможения, но не длина тормозного пути.

Как рассчитать тормозной путь

В некоторых случаях длину тормозного пути принципиально важно вычислять точно. Например, если речь идёт о ДТП, спорных ситуациях на дороге, когда информация требуется для судебного разбирательства или страховой компании. Тут возникает вопрос: как найти тормозной путь? Это можно сделать, основываясь на реальных данных и в теории.

По факту можно измерить следы торможения на дороге или взять записи с камер видеонаблюдения. В теории — произвести расчёты по стандартным показателям.
Формула расчёта тормозного пути

S — тормозной путь в метрах,

V — скорость автомобиля в метрах в секунду,

k — коэффициент трения колёс:

  • 0,8 — для сухого асфальта,
  • 0,4 — для мокрого асфальта, 
  • 0,1 — для обледенелого дорожного полотна.

g — ускорение свободного падения (примерно равно 9,81 м/с2).

По этой формуле тормозной путь на скорости 60 км/ч на сухом асфальте будет примерно равен 20 метрам, а на льду — 140 метрам.

Заключение

В статье мы разобрали, что такое тормозной путь и чем он отличается от остановочного пути. А также назвали факторы, которые влияют на расстояние во время торможения. В первую очередь это скорость и дорожное покрытие, а затем — состояние тормозной системы и покрышек.

Ещё раз напомним универсальные рекомендации, которые помогут правильно рассчитывать тормозной путь, успевать остановиться в любых условиях и избегать аварийных ситуаций:

  • снижайте скорость,
  • увеличивайте дистанцию,
  • не совершайте резких манёвров.

#