# Москва
Другие города Москва Абакан Азнакаево Азов Алексеевка Алексеевское Альметьевск Апастово Арск Архангельск Базарные Матаки Балашиха Балтаси Барнаул Березники Берёзовский Болгар Брянск Бугульма Буинск Великий Новгород Владимир Волгоград Вологда Волоконовка Высокая Гора Дегтярск Дзержинск Ейск Екатеринбург Заинск Зеленодольск Иваново Ижевск Ишим Казань Калуга Кандалакша Кинешма Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Красная Яруга Краснодар Красноярск Кропоткин Кукмор Лаишево Лениногорск Ленинское Липецк Луга Люберцы Махачкала Мурманск Муслюмово Набережные Челны Нальчик Нефтеюганск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новомосковск Новороссийск Новосибирск Облучье Обнинск Орёл Орехово-Зуево Павловский Посад Пенза Первоуральск Пермь Пестрецы Псков Ревда Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Санкт-Петербург Саранск Саратов Сарманово Сегежа Смоленск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Сыктывкар Тамбов Тверь Тетюши Томск Тула Тюмень Ульяновск Хасавюрт Чебоксары Челябинск Чернянка Чистополь Шатура Шахты

Инструкция

Как правильно тормозить на механике новичку

09 ноября 2023
#

Эксперт — Иван Попов, инструктор автошколы ДОСААФ

Записала Марина Ефремова, автор

Гарантией безопасности на дороге служит навык правильного торможения. Поэтому вопрос: «Как тормозить на механике?» действительно очень важен. Необходимо уметь правильно пользоваться тормозами в любых дорожных условиях.

В этой статье расскажем, как правильно тормозить на механике для начинающих пошагово.

Какими бывают тормозные системы

Тормоза — важная система автомобиля, которая необходима для снижения скорости, остановки и ограничения движения. Все легковые автомобили оборудованы двумя тормозными системами: рабочей и стояночной.

Рабочая

Её также называют основной. Она помогает замедлить скорость и остановить автомобиль с помощью педали тормоза.

Стояночная

Фиксирует авто на время стоянки. Благодаря этой системе автомобиль не покатится в сторону уклона. Обычно включается при помощи «ручника».
Разберём подробнее, как пользоваться рабочей тормозной системой на авто с МКПП.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

МКПП делает автомобиль более управляемым. «Механика» обеспечивает хорошую разгонную динамику — с ней можно увеличить скорость и переключить передачу именно тогда, когда это нужно водителю. Автомат же при переключении ориентируется на обороты. На АКПП нет возможности тормозить двигателем. «Механика» позволяет лучше контролировать транспортное средство и обеспечивает гибкость трансмиссии в особых случаях на дороге.

Когда выжимать сцепление

Каждая автошкола преподаёт информацию по‑разному: кто‑то учит выжимать сцепление на «механике» сразу, а кто‑то — только после того, как автомобиль почти остановился, чтобы машина не заглохла
Если сцепление включено, автомобиль тормозит спокойно. без рывков. При этом тормоза не нагружаются и можно маневрировать, даже если внезапно на дороге появилась преграда: выскочило животное или человек решил перебежать дорогу в неположенном месте.
Однако при использовании сцепления нужно учитывать крутящий момент. При выжатом сцеплении он переходит на колеса и скорость авто немного возрастает. Замешкаешься на секунду — и передний бампер разбит.
Не рекомендуют выжимать сцепление в таких случаях:
На спуске. При выключенном сцеплении автомобиль на спуске начнёт значительно увеличивать скорость, поэтому нужно как можно скорее включить пониженную передачу.
Во время дождя и гололёда. Во избежание заносов нужно сбросить газ, плавно перейти на низкие передачи. Такое вождение предотвратит блокировку колёс.
При движении по грязи и песку. При попадании колёс в песок автомобиль может заносить, как на гололёде. Для снижения скорости эффективней использовать только педаль тормоза

Основные виды торможения

Существует несколько видов торможения для разных ситуаций и условий на дороге. У каждого из них свои принципы действия, и их нужно знать любому начинающему водителю.

Штатное торможение

Штатное торможение используется водителем для полной остановки: на светофоре, для парковки, перед знаком «уступи дорогу». Обычно сначала водитель тормозит педалью тормоза, на холостых оборотах, когда двигатель уже работает без нагрузки, начинает выжимать сцепление — и автомобиль останавливается.
При таком манёвре авто соблюдает заданную траекторию, а если нужно — стремительно может повысить скорость.

Пример: торможение перед светофором

Торможение перед светофором, пешеходным переходом и парковочным местом считается штатным. Это несложный и безопасный метод
Если впереди близко движется попутная машина, переходите на пониженную передачу быстрее. «Нейтралка» разгоняет авто на спуске, и растёт риск ДТП.

Торможение двигателем

Торможение двигателем мягкое и спокойное. Сначала водитель убирает ногу с педали газа, а затем начинает постепенно понижать передачи. Этот вариант снижения скорости обычно применяют на долгих спусках. Скорость при этом заметно уменьшается, можно использовать и педаль тормоза по мере необходимости.

Пример: торможение на спуске

При торможении двигателем тормозные диски и колодки меньше изнашиваются.
Вспоминаем фразу опытных водителей: «Чем круче уклон, тем ниже передача»

Пример: торможение перед поворотом. Нюансы

Торможение на повороте требует предварительной подготовки. Водитель заранее должен сбросить скорость. На самом повороте тормозить нельзя. Нужно двигаться ровно, чтобы избежать заноса.
После поворота добавляйте газ постепенно и продолжайте движение

Ступенчатое комбинированное торможение

Этот вид торможения рекомендован для начинающих водителей. Суть его в том, что педаль тормоза нажимают рывками. Степень силы нажатия будет зависеть от дорожных условий.
Когда на дороге распутица, лёд или рыхлый снег, лучше постепенно усиливать интенсивность тормоза. Сначала нажимать на педаль легко, а затем все сильнее и продолжительнее. Так сохранится ровная траектория торможения, которую легко контролировать. Но тормозной путь при этом увеличивается, поэтому нужно быть внимательным и соблюдать дистанцию.
Если дорога сухая или с бетонным покрытием, то лучше использовать ступенчатое торможение, но с уменьшением усилия. Сначала сильно нажать на педаль, а потом всё легче и легче. Таким образом, сократится длина тормозного пути и не составит труда контролировать траекторию.

Пример: торможение на скользкой дороге

Зимняя дорога с гололёдом пугает новичков, неумелое торможение в это время года особенно опасно
Согласно п. 10.5 ПДД водителю запрещено резко тормозить, если только это не требуется для предотвращения ДТП.

Экстренное торможение и руление

Бывают случаи, когда водителю нужно немедленно остановить машину. Например, случилось ДТП по ходу движения или пешеход выбежал на проезжую часть. Резкую остановку называют экстренным торможением.
Неопытные водители в экстренных случаях изо всех сил давят на педаль тормоза, наклоняются к рулю и с замиранием сердца надеются: авось, пронесёт. Ошибка заключается в том, что автомобиль при резком нажатии на тормоз становится практически неуправляемым. Это происходит из-за блокировки колёс и грозит заносом. В этом случае длина тормозного пути становится больше, а траектория движения — неуправляемой.
В экстренном случае правильно использовать способ торможения, который называют импульсным. Он похож на ступенчатый: выжать педаль тормоза до упора, а затем отпустить на мгновение. Частоту и продолжительность нажатий определяем по ситуации и состоянию дорожного покрытия. Когда педаль тормоза отпущена, совершаем интенсивное руление: например, пытаемся резко объехать препятствие. Этот способ позволит спрогнозировать траекторию авто и избежать заноса.
При этом водителю желательно сохранять самообладание: не держаться за руль мёртвой хваткой, а упереться в него и откинуться назад, прижимаясь спиной к автокреслу. Эта позиция позволяет лучше чувствовать скорость и будет самой безопасной в случае столкновения.
Опытный водитель, в отличие от новичка, знает, что перед внезапным препятствием необязательно экстренно тормозить, его можно ещё и объехать

Как тормозить на машине с системой АБС

Современные автомобили оборудованы антиблокировочной системой, которая обеспечивает импульсное торможение без участия водителя. То есть водитель нажимает на педаль тормоза до упора, а электроника сама решает, когда разблокировать колеса, а когда снова зафиксировать их.
Однако полностью полагаться на электронику не следует. Во время езды по бездорожью ABS иногда отключают, потому что она может привести к увеличению тормозного пути. На рыхлых поверхностях, будь то глубокий снег, гравий или песок, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность — это дополнительно замедляет авто. Незаблокированные колёса будут увеличивать тормозной путь.

Выводы

Автомобиль с МКПП сложнее в управлении при торможении, чем на АКПП — нужно учитывать особенности работы сцепления.
Существует три основных вида торможения, которые подходят для разных дорожных ситуаций: штатное — для остановки у светофора или на парковке, торможение двигателем — на спуске или перед поворотом, комбинированное — на скользкой дороге.
Резко тормозить можно только для того, чтобы избежать ДТП. В экстренной ситуации применяют комбинированное торможение.
На автомобилях с антиблокировочной системой электроника блокирует и разблокирует колеса без участия водителя. Но есть случаи, когда торможение эффективнее без АБС, например, на рыхлом гравии, снегу и песке.
#